Главная > Муниципальный округ > История
История

Вешняки – район в составе Восточного административного округа столицы, расположен на территории старинных поместий Кусково, Вешняково, Владычино, упоминающихся уже в летописях ХIV века и связанных с фамилией Шереметевых. В 1645 г. боярином Ф.И. Шереметевым в селе Вешняково была построена церковь, ныне представляющая собой красивый шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы. Примечательно, что вся история этих мест с XVI века и до наших дней связана с одной фамилией, с представителями одного рода. Первым из известных владельцев села Кусково был боярин Василий Андреевич Шереметев, получивший его от Александра Андреевича Пушкина.

imgB


В 1715 году первый российский фельдмаршал и кавалер ордена Андрея Первозванного граф Борис Петрович Шереметев приобретает село в собственностьу своего младшего брата Владимира, обустаивает в Кусково усадьбу - свою постоянную резиденцию, перевозит коллекцию редкого оружия , собрание портретов русских царей и государственных деятелей. При его сыне и наследнике - европейски образованном , просвещенном вельможе Петре Борисовиче усадьба приобретает широкую известность как летняя загородная увесилительная резиденция. >

Более пятидесяти лет посвятил П.Б. Шереметев созданию блестящего ансамбля по образцу царских загородных резиденций, привлекая не только знаменитых архитекторов и живописцев ( Ю. Кологривов, К. Бланк, А. Фохт, К. Легрен), но и талантливых крепостных мастеров (Ф. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин).

Изысканные образцы усадебной архитектуры, французский парк – единственный уцелевший в Москве подобный образей садового искусства, каскад прудов были превосходными декорациями, где разыгрывались грандиозные театральные праздники: дни рождения владельцев, важные государственные и церковные даты. В дни особенно торжественных приемов усадьба собирала до 25-30 тысяч гостей, сюда стремилась почти вся Москва.

Но главной особенностью Кускова был театр, снискавший себе громкую славу и известность. Певцы, музыканты, актеры и танцовщицы частично приглашались за плату, но в основном воспитывались из своих крестьян, для обучения которых приглашались мастера из-за границы.

В июне 1779 г. состоялся спектакль с участием молодой крепостной актрисы Параши Ковалевой, заявленной в програмке как Прасковья Жемчугова. Императрица Екатерина II, не раз бывавшая в Кускове и отмечавшая замечательное искусство шереметевских артистов, наградила актрису за великолепное исполнение бриллиантовым перстнем.

Сергей Дмитриевич Шереметев – внук П.Б. Шереметева и последний владелец Кускова, приложил немало усилий для сохранения созданного предками и спасению от разорения усадеб Кусково, Остафьево, Останкино. Составив описи дворца, в целях официальной передачи накопленных культурных ценностей новым советским организациям, он стремился превратить усадьбу Кусково в музей.

Архитектурно-парковый ансамбль и богатейшие коллекции, собранные владельцами, прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения. Это послужило основой для создания в 1918 году Музея-усадьбы, в настоящее время имеющего статус Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XYIII в.» К 1880 году в связи со строительством Рязанского направления железной дороги местность и окрестности Вешняков превращаются в дачные поселки.

Во время Великой Отечественной войны на территории района размещалась Центральная школа инструкторов снайперского дела ГУВВО НКО СССР, готовившая девушек-снайперов. Среди выпускниц школы была казашка Алия Молдагулова, в последствии - Герой Советского Союза. Память о героических днях и Великой Победе живет в названиях улиц (Снайперская, Молдагуловой), школьные музеи боевой славы ( а их в районе пять ) бережно хранят реликвии и пополняют экспозиции, привлекая в свои залы новые поколения москвичей.

В 1960 году Вешняки вошли в черту столицы, став районом массовой жилой застройки. В создании архитектурно-планировочного решения района и памятных знаков принимал участие академик Российской академии художеств В. В. Лебедев. Именно здесь впервые появились изогнутые под тупым углом и «волнообразные» жилые дома, благодаря чему стали возможны интересные объемно-пространственные композиции: дома, как заботливые ладони укрывают детские сады и школы от уличного шума и ветра, удалось сохранить многолетние деревья и зеленые лужайки.